Перейти к содержанию
admin

Самодельный BLDC мотор из автомобильного генератора

Рекомендуемые сообщения

Вокруг нас имеется огромное количество электрических двигателей, те из них, которые весом не более 3-4 кг. вполне подходят по мощности (коэффициент использования материалов, измеряемый в ваттах на 1 кг, имеет равный порядок величин в зависимости от технологии и года изготовления) - значит, двигатели эти подходят по мощности, но чаще всего, НЕ подходят по оборотам и напряжению...

 

Двигатели быть могут быть сломанные, валяться в углу, достаться не известно от кого - это не важно! Чаще всего они совершенно ничего не стоят и конечная цена исправного мотора для нас состоит только из стоимости материалов для ремонта - несколько магнитов и килограмм медной проволоки.

 

На практике, наиболее часто встречаются три вида моторов:

1. Генераторы автомобильные (на 12 или 24 вольта, от бензиновых или дизельных автомобилей).

2. Различные асинхронные двигатели - например, у меня есть асинхронник на 300 ватт от сломанной бытовой насосной станции...

3. Двигатели от сломанных стиральных машин.

 

Начну с генераторов - как и любая электрическая машина, они обратимы: если к ним приложить электрическую энергию, они вырабатывают механическую .... но есть один нюанс)) Обмотка возбуждения в роторе - в неё нужно подать сколько-то ватт, не более 10% от общей мощности и эти ватты, кстати, не потеряются ... они перейдут в ватты механической энергии на валу двигателя.

 

Как именно подавать ватты на ротор - это тема отдельного разговора, надеюсь, когда-нибудь мы и об этом поговорим, а сейчас хочется сказать несколько более абстрактно - сразу обо всех этих двигателях: у них есть готовый статор с пазами подходящими для того, что бы поместить в них новую обмотку:

G250_A1_stator.png stator_speedy.jpg

 

В реальном моторе обмотка сделана через несколько пазов, а здесь на обоих картинках пример наматывания на каждый зубец отдельно - только разное число полюсов!

При перемотке мотора обязательно возникнет вопрос, как именно мотать?

 

И второй вопрос - это сделать новый ротор и наклеить на него магниты, примерно так:

992e3f14fc2be39feccf7b844571c583b03b05240940035.jpg

Вот только как узнать, сколько магнитов наклеивать и как их располагать?

 

В принципе, полезно будет прочитать первые 21 страницу из старинной книжки:

 

autogeneratori_1971.djvu

На 9-й странице приведена формула числа пазов на полюс и фазу - нужно её соблюдать!

 

 

 

Книжке более 50 лет, так что формулы правильные, а конструкция обмоток генераторов сейчас уже совсем другая:

83cd575993edb261f507a1188d0be14cb03b05240940477.gif

А — петлевая распределенная, Б — волновая сосредоточенная, В — волновая распределенная

 

Для примера, статор генератора от ВАЗ-2110, внутри уже волновая обмотка:

1b21efd81ec19f27d0b991eddc10690fb03b05240940638.jpg

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Думаю, стоит найти приемлемый вариант, как именно перемотать современный автомобильный генератор - получится или нет не знаю, но в любом случае, придется читать книги и узнать много нового!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Найдя несколько подходящих моторов в перемотку я задумался о том, как именно мотать статор - стал читать форум Электротранспорт и выяснил две особенности:

 

1. Самая модная обмотка называется "славянка", потому что старинная и самая немодная называется "американка" .... ахахаха, при чем здесь Крым скажите вы... не причем конечно, но даже в названии обмоток мы с кем-то соревнуемся....

 

2. Если для тренировки начинать с более древних и простых обмоток - на каждый зубец, то начало и конец у двух обмоток должны совпадать, а у третьей обмотки нет! Её начало должно совпадать с концом двух других обмоток.

Т.е. на этой картинке нарисовано НЕ правильно:

a99772ffc4654133c73ce25a908da7a8b03b05240941299.jpg

 

Немного про определение начала и конца обмотки электрического мотора:

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5b0cff7a9f1d72b2968ab6f243521e6fb03b0624

 

470bc512a0975b7e30db325831859913b03b06241277020.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот, а наличие подобного мотора позволит сделать стоячий электросамокат подобного плана:

 

00cd4cb1002b6504edc5535e537ecf21b03b02242072528.jpg

 

В заднем конце деки находится мотор и развитое заднее крыло - являясь опорой для ноги... Дело за малым, произвести в России дешевый BLDC мотор))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, круто.... однозначно в меморайз!!! Сохраню это здесь, что бы случайно не потерялось.

 

generator_.pdf sine.zip 2canMotor.zip

 

Только не ясно, зачем он измерял момент с 50% заполнением ШИМа, почему не 100% ??

Ну, или бы ещё сделал 2 измерения - на 25% и на 75%....

 

Привел бы значения для трех вариантов 25%, 50% и 75%. Тогда бы мы смогли бы примерно прикинуть форму графика КПД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот ещё один кулибин с генератором:

 

Контроллер не стал готовый брать, а сделал свой:

 

0232df048581b00ae36820681a4ba58f4d3388252853327.jpg

 

820a6927103ad9f3b413ee812b90d1b14d3388252853413.png

 

 

Силовые транзисторы он на отдельную плату вынес:

 

aaec993513f56fa79e032d3ff47adaed4d3388252853370.jpg

 

8a16849add89f37a49e8e25d4d0e325a4d3388252853492.png

 

Наверняка большинство заинтересует программа - хорошо написано, через дефайны и подпрограммы:

 

// контроллер BLDC двигателей

//сделан на atmega8, кварц 16мгц, фьюз биты h-0xD9, l-0xE0

//несущая шим - 31 Кгц

//компилятор avr-gcc (linux x64, geanyIDE)

//команды для сборки:

//разработчик: Е.Н.Грушичев

//V1.0 максимально низкое энергопотребление, добавить демон работы с тяжелой нагрузкой

 

#define F_CPU 16000000UL

//PHASE1 (Uh) шим канал

#define UL_DDR DDRB |= _BV(PB1);

#define UL_ON TCCR1A |= (1

#define UL_OFF TCCR1A &= ~(1

//PHASE1 (Ul)

#define UH_DDR DDRB |= _BV(PB0);

#define UH_ON PORTB |= _BV(PB0);

#define UH_OFF PORTB &= ~_BV(PB0);

//PHASE2 (Vh) шим канал

#define VL_DDR DDRB |= _BV(PB2);

#define VL_ON TCCR1A |= (1

#define VL_OFF TCCR1A &= ~(1

//PHASE2 (Vl)

#define VH_DDR DDRB |= _BV(PB4);

#define VH_ON PORTB |= _BV(PB4);

#define VH_OFF PORTB &= ~_BV(PB4);

//PHASE3 (Wh) шим канал

#define WL_DDR DDRB |= _BV(PB3);

#define WL_ON TCCR2 |= (1

#define WL_OFF TCCR2 &= ~(1

//PHASE3 (Wl)

#define WH_DDR DDRB |= _BV(PB5);

#define WH_ON PORTB |= _BV(PB5);

#define WH_OFF PORTB &= ~_BV(PB5);

 

#define complDDR DDRC &= ~_BV(PC5);PORTC |= _BV(PC5); //увеличение скорости

#define commiDDR DDRC &= ~_BV(PC4);PORTC |= _BV(PC4); //уменьшение скорости

#define comreDDR DDRC &= ~_BV(PC3);PORTC |= _BV(PC3); //перезагрузка на минимум

 

#define G_DDR DDRD |= (1

#define G_REV PORTD ^= (1

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И ещё один самокатостроитель с мотором от генератора:

 

Rtishchevo_02-1024x768.jpg

 

Рама пространственная, в виде фермы из профильной трубы 10*10 мм, остальное из круглых водопроводных труб:

 

Rtishchevo_01-1024x768.jpg

 

Питание контроллера (кстати, использовался LC-12 Fet) было от ИП 40 вольт 20 ампер, статор остался без изменений, а ротор целиком новый, с 12-ю магнитами размером 10х5х40 мм.

 

Конструктор этого чуда из города Ртищево (Ростовская область), говорит что тяга "адовая", самокат встает на дыбы:

 

Rtishchevo_04-1024x768.jpg

 

Rtishchevo_05-1024x768.jpg

 

На цепи автор экономить не стал, видимо, про запредельную тягу знал заранее..... Сам он весит 135 кг, а самокат у него уложился в 35 кг.

Для облегцения конструкции обшит он очень просто - тонким листовым текстолитом на обычных заклёпках:

 

Rtishchevo_07-1024x768.jpg

 

В планах у автора установить в самокат Li-FePO4 аккумуляторную батарею, поставить удобное сиденье, корзинку на багажник над двигателем (пиво возить). А удобные крылья над передним и задним колесом у него уже есть:

 

Rtishchevo_08-1024x768.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пиво лучше в рюкзаке возить, если стекло.

Максималка какая?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У него батарейки нет.... он от источника питания стартовал, на проводах ездил )

 

Сейчас на батарейку деньги копит... ящик сделал большой, но батку всего на 10 Ач хочет.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Во, какая машина!

Да, по ней бы хочется задать вопросы!

И, если честно то давно желание есть перейти на электросамокат но нет возможностей собрать определённую сумму денег.

Молодцы! Кто сам делает интересные "Вещи"!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По моему тут в самый раз ремённый привод можно водрузить было, если генератор автомобильный. И сразу с обгонкой на шкиве. Только в другую сторону перевернуть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И ещё одна самоделка, из Перми на этот раз:

 

905f652dfa1b1bced1d8b65435483f79b03b32303666896.jpg

 

8666e93f3f877252e996f2653c27c574b03b32303666978.jpg

 

Тут была проблема с запуском, так что автор наклеил на диск отдельно магнитики и выставил датчики Холла снаружи:

 

dd09fc345aa4b429a52e6543e765dd65b03b32303667006.jpg

 

Попрошу прислать его видео, как оно работает хочется посмотреть....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ещё один вариант электромотора из генератора, сразу на картинг установлен и он просто пуляет! Ток 45 ампер на контроллере и 12 вольт (4s, Li-Poly) на обмотке возбуждения:

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×