Перейти к содержанию
Авторизация  
Sintodo

Мотосамокат - вездеход, складной, с передним приводом

Рекомендуемые сообщения

Приветствую уважаемых форумчан!

Читаю форум давно, а вот писать решил, когда сделал свой мотосамокат.

15042.jpg

Помню, как по форумам искал информацию. Надеюсь, что мой рассказ кому-то поможет, а фотки позволят рассмотреть какие-то нужные моменты. Если что, спрашивайте, с удовольствием отвечу. Итак,

 

История создания мотосамоката.

Регулярные поездки в экспедиции, а также общение во внедорожной среде (соревнования, покатушки и форумы) постоянно подталкивало к мысли, что помимо основного транспорта, необходим компактный, маневренный, мобильный и проходимый транспорт ближнего радиуса действия - 5-15 км от основной машины или базового лагеря.

Идея создать именно мотосамокат, пришла при знакомстве с техническим творчеством Алексея Юлле.

Очень понравилась идея и возможности такого рода техники. 

У моих знакомых на тот момент были кроссовые и полноприводные мотоциклы 2х2. Поэтому я постоянно слышал критику в адрес больших размеров мотоцикла, требующих снятия колес при транспортировке даже в кузове пикапа. Также регулярно меня просили помочь с устранением небольших, но неприятных поломок, заложенных конструктивно и, поэтому, регулярно повторяющихся.

Мотосамокат, на мой взгляд, был бы лишен таких недостатков, благодаря конструкции и при правильном проектировании слабых мест и узлов.

Перед началом проектирования были приобретены все покупные узлы и агрегаты: двигатель Lifan 168 F-2, центробежное сухое сцепление со звездой z=10 (на тот момент), шины и диски, тормозные системы с суппортами и тормозными дисками, разные подшипники. 

15201.JPG

15202.JPG

15203.JPG

Все было заэскизировано, сняты все посадочные, крепежные и основные геометрические размеры. 

15204.JPG

15205.JPG

15206.JPG
 
Все было заэскизировано, сняты все посадочные, крепежные и основные геометрические размеры.  

Также были проведены антропологические замеры разных стоек пилота мотосамоката, выявлены несколько удобных положений для ног, углы наклона корпуса при езде, удобный хват руля руками, высота и ширина руля, угол наклона рукояток.

Проектирование конструкции выполнялось в программе AutoCAD. 

15207.JPG

15208.JPG

По проведенным замерам были созданы 3D модели в натуральную величину. 

15209.JPG

Размещение узлов между собой проходило следующими этапами. Сначала от оси переднего колеса была поднята ось вилки (угол наклона 55 градусов и задан положительный трейл в 80 мм. Ось звездочки (коленвала) была помещена на ось вилки, учтен диаметр шины и зазор между шиной и узлом поворота. Так было найдено местоположение ДВС и ручек руля (желательно, чтобы они были в плоскости оси вилки). Заданием клиренса в 150 мм и положением ног пилота, с учетом хвата руля, получилось расстояние, на которое нужно отодвинуть заднее
колесо.

15213.JPG

15214.JPG

Рама строилась вокруг данных агрегатов, с учетом возможности складывания. Направление дизайна было честно подсмотрено у одного из самокатов Алексея Юлле. В конструкции рамы и вилки заложении профильная труба 40*25*2 мм и труба 20*3 мм. Это – с приличным запасом по прочности. Сейчас, возможно, соглашусь с профилем 40*20*1,5мм, который использовал Алексей в своей конструкции, если не рассматривать совсем жесткие условия эксплуатации.

15210.JPG

15211.JPG

После проектирования были выполнены все чертежи деталей рамы (плюс раскрой профилей), а также чертежи всех деталей, требующие токарной обработки. К слову, чертежей получилось не так уж и много – около 40 листов, не учитывая плоских деталей.

15001.jpg

15002.jpg

15300.jpg

15301.jpg

15302.jpg

Для них были созданы файлы раскроя и отправлены в лазерную резку. Ведомая звезда z=100 вырезана тоже лазером из стали 6 мм и зубья потом доработаны на токарном станке. Таким образом, первоначально полученное  передаточное число – 10.

15212.JPG

Лазерная резка готова, токарь сделал свою часть работы, профильные трубы закуплены. Можно собирать раму, ступицы, вилку и т.д.

15215.JPG

15216.JPG

Потом все собранные детали и узлы собрались в единую конструкцию, чтобы убедиться, что все на месте, все работает, нигде ничего не цепляется и все складывается как надо. Разбираем все обратно и отправляем в пескоструйку, затем красим.

15217.JPG

15218.JPG

15219.JPG

15221.JPG

15220.JPG

Собираем ступичные узлы переднего и заднего колеса, устанавливаем тормозные диски и ведомую звезду.

15222.JPG

15223.JPG

 15224.JPG

15225.JPG

Собираем поворотный узел на ступичных подшипниках ВАЗ, соединяя вилку и раму.

15226.JPG

Устанавливаем колеса.

15227.JPG

Крепим к раме пол и подножку.

15228.JPG

15229.JPG

Проверяем складывание рамы.

15230.JPG

15231.JPG

Устанавливаем тормозные суппорта. Впоследствии, блоки псевдо-АБС были удалены с суппортов.

15232.JPG

Перед сборкой была выполнена подставка-опора вилки, чтобы можно было вывесить переднее колесо. Вообще, предназначение опоры – быть жестко закрепленной в кузове, для удобства транспортировки и быстроты крепления мотосамоката.

15233.JPG

Теперь пришло время установки двигателя.

15234.JPG

15235.JPG

Также установлена защита ДВС, являющаяся опорой руля. Сам руль закреплен через сайлентблоки для снижения вибраций. Впоследствии эти точки крепления были подпружинены для комфортной езды по сильно пересеченной местности.

15236.JPG

15237.JPG

15251.JPG

15252.JPG

В качестве натяжителя цепи был выбран башмак прижима цепи ГРМ классического двигателя ВАЗ. Износ башмака – примерно 100 км пробега при его цене в 120 рублей был приемлемым. Хотя впоследствии для натяжения все же поставили ролик.

15238.JPG

15239.JPG

Проведенные испытания показали скорость по асфальту 55-60 км/ч. Лесные дорожки и холмы проскакивались "на ура". 

15240.JPG

15104.jpg

Заезд в грязь по ступицу и буксование достаточно быстро убили тормозные колодки центробежного сцепления. Эвакуация, к счастью, не была сложной и выполнялась кроссовым мотоциклом.

15241.JPG

15242.JPG

15243.JPG

15244.JPG

Вторая версия центробежного сцепления была приобретена более мощной. Также была изготовлена защита цепи.

15248.JPG
 
15245.JPG

15246.JPG

15247.JPG

Но, этого оказалось недостаточно для преодоления раскисшей пашни. Сцепление не ломалось, но грелось и буксовало, что не позволяло нормально ехать.

Тогда был приобретен понижающий (2:1) редуктор Lifan с автоматическим сцеплением в масляной ванне. Ведущая звезда взята z=12, что в сочетании с редуктором дало понижающее число в 16,5. Поскольку цепь удлинилась и переместилась, был добавлен ролик и промежуточная звездочка. Максимальная скорость уменьшилась до 35 км/ч, что чувствуется на асфальте, а на бездорожье – нет. Заменой звездочки z=12 на звездочку z=10 получается общее передаточное отношение 20.

15249.JPG

15250.JPG

В таком виде мотосамокат прошел испытания в Подмосковье, а также на трассе внедорожных соревнований в Твери и на испытательном полигоне. 

15253.jpg

15126.jpg

Также были проведены заезды по реке и подтверждена глубина преодолеваемого брода в 80 см, без каких-либо доработок воздушного фильтра и впуска.

15263.jpg

Также было выявлено, что для движения в колее с жидкой глиной по ступицу и чуть выше – нужно еще увеличивать понижающее число и в идеале довести его до 30. Тогда же будет нужен 2х ступенчатый редуктор для возможности менять передаточное соотношение в пути: 15 – для грязных проселков, полей и ручьев, 30 – для жесткого глиняного бездорожья, переправ через реки, штурмов крутых и мокрых оврагов.

15257.JPG

15258.JPG

15259.JPG

15260.JPG

С учетом обитания в багажнике машины собаки, для дальних поездок была спроектирована и изготовлена мотоплатформа на фаркоп.

15254.jpg

15255.jpg

Погрузка мотосамоката в кузов пикапа или багажник тоже не доставляет проблем.

15264.jpg

15261.JPG

15262.jpg

Поездки в условиях Подмосковья, тестовых выездах в леса и болота Тверской области, наложили свой отпечаток на понимание необходимой проходимости. В будущем планируется внести изменения конструкцию для уменьшения веса, изменения передаточного числа на 15 и 30 с использование 2х скоростного редуктора, вывести шноркель в верхнюю точку руля, установить сапун на редуктор и вывести его в шноркель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Технические характеристики:


1. Колеса: переднее - 26x10-12 (255/70-R12), заднее - 14x6-6 (145/70-R6)
2. Масса - 75 кг.
3. Клиренс - 150мм
4. Размеры (ДхШхВ): собран - 1775х420х1150, сложен - 1420х420х835, ширина по рулю - 900 мм.
5. Колесная база - 1280 мм
6. Двигатель: Lifan-168F2. 200 куб.см, 6,5 л.с.
7. Трансмиссия - понижающий редуктор Lifan 2:1 с автоматическим центробежным сцеплением в масляной ванне, цепная передача 100/12(10). Суммарное передаточное отношение 16,5-20.
8. Максимальная скорость - 35 км/ч, минимальная - 3 км/ч.
9. Глубина преодолеваемого брода (без доработок и шнорхеля) - 800 мм.
10. Тормоза: передний - дисковый, задний - дисковый.
11. Рама - стальная, профильная труба 40*25*2, детали лазерной резки 3 и 6 мм и токарной обработки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Брутальная тхника !!! У меня только один вопрос- насколько велики усиля при рулении?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо за такую оценку!

Как-то даже не возникало такого вопроса и не напрягало. Как на мотоцикле, полагаю, чуть больше.

По ровному полю нормально, очень небольшие усилия. По колее - сложнее, но там равновесие тяжелее держать.

Центр масс двигателя расположен на оси узла поворота, за счет этого и усилий не требуется каких-то особых. Сила тяжести от ДВС направлена вниз, и плечо до узла поворота очень мало. Также, положительный трейл 80 мм оказался очень верным рецептом.

Сформулирую так: пустой тележкой в супермаркете сложнее управлять и это не преувеличение. )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×