О самокатах.

Многие из нас уже купили электросамокат, гопед, мотосамокат, самокат с мотором или подумывают об этом. Мы постараемся ответить на основные вопросы связанные с историей самоката:
Кто и когда изобрел самокат с мотором? Что происходит с концепцией самоката сейчас и стоит ли ждать новых откровений в ближайшие годы?

Самый первый самокат с моторчиком – «Автопед» изобрела в Америке в Нью-Йорке в 1916 году Autoped Company, концепция его чиста, как слеза ребёнка, и вызывает зависть даже сегодня – 12" колеса, прямой привод на переднее колесо от 155сс 4т двигателя через понижающий редуктор на зубчатых колёсах.

В основу тогда взяли детский «толчковый скутер» (по-нашему самокат), и приладили к нему мотор. «Путин-краб!» – оказывается термин «скутер» существовал до появления моторного транспортного средства, и им изначально назывался именно САМОКАТ, бу-га-га. И в наше время, когда видишь в продаже китайские самокаты с надписью «скутер», не надо обвинять продавцов в безграмотности. Курите мануалы! Типичный «Автопед» стоил 100 вечнозеленых на переднем колесе стоял моторчик 1,5 л.с., причем 4-таткный! (И не говорите, что «Хонда» первой поставила мотор 4Т на скутер!). Позже моторчик переехал назад, появился его капот, седло на длинной стойке, стали внедряться рычажные передние подвески. В общем, идея была основательно испорчена – в угоду лохам, вместо гопеда на рынок выкинули скутер…. Но, не будем забегать вперёд, от гопеда эту эпоху отделяет почти 70 лет, в течении которых, "призрак СКУТЕРА бродит по Европе" … и в ИСаШай…

Но тут нашей стране невероятно повезло - не нужны были эти «буржуазные штучки» молодой стране Советов, не везли их из-за океана или капиталистической Европы, значит вирус ТАБУРЕТОК нас миновал – изобретатели с незамутнённым мозгом взялись за самокаты, конечно, когда для этого появились силы - в технических журналах 50-х, 60-х годов уже появляются конструкции самокатов с мотором, благо после войны из Германии были вывезены заводы по производству малокубатурных движков!

К сожалению, народную мысль ограничивало малое количество моделей двигателей для велосипедов и бензопил, к тому же в «зачет» нужно брать только промышленные образцы, а не самоделки, а именно промышленных образцов мотосамокатов, как мы понимаем не было. Огромное же количество самоделок в большинстве случаев использовало двигатель д-6 и привод на заднее колесо, вес моделей колебался в интервале 18 – 25 кг, колеса с ободом 8 – 10 дюймов.

Ну вот, мы пришли ко времени распада СССР, примерно в это время (1985 год) Стив Патмонт в своем гараже таки "изобрёл" - самокат, оснащенный мотором, или как он назвал его go-ped . Сначала он строил гопеды только для своих друзей и близких, даже не планируя их коммерческого производства. Потом желание заработать денег взяло верх и, изучив конъюнктуру рынка, Стив Патмонт "понял", что благодаря веселому и беззаботному характеру его изобретения, возможности его товара на рынке неограниченны и получил патент.

По-настоящему Стив изобрёл 2 вещи – слово “go-ped” и концепцию (которая так понравилась богатым и экстремалам) очень лёгкого моторного транспортного средства с упругой и "неубиваемой" подвеской.

За эту подвеску особенно хочется снять перед ним шляпу, посмотрите, 4 резинки (по схеме №136) вставлены между стальными элементами (номера 132 и 134) обеспечивая взаимную подвижность между ними:

Следующим шагом было распространение его изобретения в среде поставщиков яхт и самолетов. Товар позиционировался как легкое и компактное устройство для расширения возможности передвижения среди богатых людей. В то время большинство работ по предварительной сборке проводилось в машинных цехах и на сварочных агрегатах, находящихся за пределами склада. Для работы по созданию гопедов запчасти и моторы, закупаемые у поставщиков, необходимо было модифицировать на месте. Таким образом, Patmont Motor Werks (Пэтмонт Мотор Веркс) было, в основном, сборочным предприятием и модификационным центром для производства своего единственного изделия - гопеда.

Сейчас разобраться в том, кто что производит практически невозможно, так как "оригинального" или "официального" Wheelman уже нет, есть только многочисленные фирмы, производящие клоны. Часть из них более строго следует оригинальному дизайну, и производит копии модели BushPig, другие же занимаются вольной трактовкой концепции. Несмотря на то что фирмы, торгующие Wheelman можно встретить практически в любой стране, собственно производство сконцентрировано в трех странах - Тайвань, Корея и Китай.

1991 год можно назвать годом появления целого мира гопедов. Первоначально используемые в качестве компактного средства передвижения, гопеды завоевали мир экстремального спорта. Гопед приобретал новые функции и покорял новые территории. Разработка высокотехнологичных моторов и естественное стремление человека к познанию окружающего мира расширяло масштабы рынка гопедов.

В 1994 году постоянное улучшение конструкции гопедов и расширение возможностей их использования явились причиной производства нового изделия - мини-карта Go-quad (Гоу-квад).
Впервые Гоу-квад появился на рынке в 1992 году как изделие, не составляющее главный предмет торговли компании, которое производилось эксклюзивно в послерождественский период падения интереса и рассматривалось как не более, чем умеренно ходкий товар. Однако о нем заговорили и Гоу-квад также стал пользоваться большим спросом на рынке.
Два очень важных события произошли на рынке гопедов в 1995 году: прекращение продаж двигателя Komatsu-Zenoah G2D и появление экологически чистого двигателя Komatsu-ZenoahG23LH, используемого для всей продукции в целях соответствия экологическим стандартам.
В 1995 году Пэтмонт Мотор Вэркс представило еще одно новое изделие - гопед Ликвиматик, который оснащен Системой привода с гидравлическим редукторным конвертером, полностью разработанной проектной группой компании. За последние несколько лет эта группа создала много интересных инженерных и дизайнерский разработок и постоянно работает над увеличением ассортимента продукции.

Но, изобрести настолько простое и чистое, можно только один раз за жизнь – наверно, потуги будут продолжаться и дальше, но главное слово уже было сказано!

Патмонт Мотор Вэркс сейчас является семейным предприятием, управляемым из Калифорнии и состоящем из ста с лишним работников. Ассортимент предприятия составляют самокаты с бензиновыми двигателем, электросамокаты и простые самокаты без мотора. ПМВ также расширило свой ассортимент, создав новые направления - одежду и аксессуары и украшения.

Многое изменилось с момента создания первого гопеда, неизмененной осталась главная идея - гопед все 23 года своего существования олицетворяет собой идею индивидуализма, свободы и активного образа жизни.

При подготовке статьи использовались материалы из журналa Скутер Дайджест, а так же материалы американского патента US2007/0169978 A1.


Купить мотосамокат вы можете на нашем сайте в разделе Электросамокаты и Мотосамокаты.