Электросамокат – купить или сделать своими руками?

Электросамокат – купить или сделать своими руками?

Топовые электросамокаты сделаны на мотор-колесе, имеют большие пневматические колеса (внешним радиусом 10 дюймов), что позволяет им с комфортом перемещаться по дорогам, тротуарам и даже по грунтовым дорожкам, тропинкам или подстриженным газонам. Они имеют звуковой сигнал, gps-спидометр, зеркала, мощный головной светодиодный свет и дисковые тормоза на обоих колесах. Питание от батарей 36 или 48 вольт делает их более эффективными!

Но стоят они от 30 тысяч рублей – стоит ли переплачивать за это всё? Тем более, если эксплуатировать электросаокат будет не взрослый, а ребенок в возрасте 5-8 лет? Ведь, такая игрушка интересна для него не более любой другой игрушки - чем он старше, тем быстрее это происходит. Обычно, если вы купили ребенку электросамокат в 5 лет (а мой опыт говорит, что в этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии научиться им управлять), будьте готовы к тому, что уже в 7 лет эта недешевая игрушка перестанет быть ему интересна...

Итак, если у Вас есть инженерное образование или опыт работы руками, построить электросамокат для ребенка будет Вам вполне по силам! Электросамоделки вас не пугают? Моторов сейчас достаточно, но самый дешевый и простой – безусловно моторчик от шуруповерта, давайте говорить о возможных конструкциях с ним в главной роли.
Тогда главным вопросом останется только то, какой вариант передачи вращающего момента от мотора на колесо более предпочтителен?

Вариантов тут несколько:
- с помощью двух шестерен
- с помощью цепи (как на электровелосипеде с мотором Циклоп)
- с помощью фрикционной передачи - используя специальную насадку (которая прижимается к колесу и за счет трения вращает его. Тут главный плюс - простота решения. Минус - ненадежность и быстрый износ покрышки)
- с помощью прямого вращения оси через гибкий тросик (например, от спидометра автомобиля)
- с помощью прямого вращения оси через карданную передачу
- вариант "мотор-колесо" (обычно отпадает сразу – дорого стоит).
Также попутно можно решить вопрос, какое колесо вращать - переднее или заднее?

У велосипеда обычно вращают переднее колесо, чтобы сохранить возможность вращения заднего колеса педалями. Для самоката это не так критично, но зато на самокате на заднем колесе почти всегда есть тормоз. Я перерыл интернет в поисках различных конструкций и наиболее интересной мне показался вот такой вариант – коническая шестеренчатая передача с бендиксом от автомобиля (в качестве обгонной муфты). Звучит, конечно, страшно )))) Но, на самом деле имеется в виду обычная «болгарка» и деталь от электростартера, которая есть почти в любом автомагазине.
Поезжайте в любой крупный сетевой магазин, типа Лерой Мерлен или ОБИ и купите там китайскую аккумуляторную дрель (мотор у неё работает от 12В и к нему сразу присоединен планетарный понижающий редуктор), а также китайскую же отрезную машинку - болгарку.

Прикупите ещё в любом магазине автозапчастей бендикс – внутри него всегда есть обгонная муфта, она позволит использовать самокат как обычно, отталкиваясь ногой. Если ее не будет, то колесо будет жестко соединено с мотором - соответственно, если прекратить подачу тока в мотор, то колесо почти немедленно остановится за счет внутренней инерции мотора и в особенности понижающего редуктора, которые не дадут колесу свободно проворачиваться. Так вот обгонная муфта как раз позволяет, с одной стороны, мотору передавать свое вращение на колесо, а с другой, когда мотор останавливается, не мешает колесу продолжать свободное вращение.
Литиевый аккумулятор можно приобрести в магазине радиодеталей, в магазинах радиоуправляемых моделей, либо просто из Интернета. В конфигурации 4S1P он будет выдавать 14В, что более чем достаточно для такого изделия!
Итак, разбирайте аккумуляторную дрель и болгарку – с дрели снимайте патрон, корпус, кнопку регулятора - в общем, оставляйте только мотор с редуктором.
С болгарки удалите корпус – вам нужна только ось мотора с ротором, и редуктор с коническими шестернями, разворачивающий вращающее усилие на угол 90 градусов. Тут хитрость в том, что ось ротора станет осью самокатного колеса, а к мотору будет подключаться та часть, куда обычно насаживается отрезной диск. 
Резонов в том несколько:
- при таком подключении редуктор болгарки работает как повышающий - колесо самоката будет вращаться быстрее.
- ось мотора болгарки будет служить осью колеса, тогда как если подключать по-другому, то не очень понятно как крепить колесо .
- компактность и удобство крепления детали к самокату.

Электросамокат своими руками

С бендиксом автору крупно повезло - он отлично соединился с посадочным местом диска болгарки, в натяг, совсем чуть пришлось чуть постучать молотком. Шесть шлицев бендикса отлично врезались в резьбу на оси болгарки, при этом отцентрировавшись по оси и обеспечив идеальную соосность в соединении, нужно было только придумать, как подключить к бендиксу с другой стороны мотор.
А вот использовать родные китайские подшипники для подвеса оси колеса не удалось! Ось оказалась слишком толстой и пришлось снимать лишнее – зажимать ось в электродрель и шлифовать болгаркой. Чтобы шлифование было равномерным со всех сторон, предварительно раскручивают ось - оставшуюся часть от разобранной болгарки зажимают в тиски и прижимают рукой дрель для придания вращения, а другой рукой удерживают рабочую болгарку и шлифуют.
Когда подшипники стали насаживаться на ось, нужно взять сварку и приварить подшипники колеса к оси, заодно проварив все их внутренности – колесо должно вращаться вместе с осью, так что подшипники нужны только для более плотной посадки колеса на ось.

Электросамокат своими руками

Но, что делать, если у самоката пластиковое колесо? Тогда необходимо приварить всего один подшипник, к которому ещё приварить скобу или пару лепестков, к которым болтами прикрутить пластиковое колесо. А второй подшипник можно и не проваривать, он и так будет отличной опорой для половинки колеса…
Затем автор просверлил отверстие 3.3 мм в оси редуктора, в которое с натягом вбил хвостовик сверла 3.5 мм. В свободной части бендикса сделал болгаркой два симметричных пропила – получилось самодельное карданное соединение, допускающее некоторую свободу при монтаже.

Электросамокат своими руками

В конце осталось самое легкое - смонтировать на самокате получившуюся конструкцию, удалив родное заднее колесо. Свободный конец новой оси автор зафиксировал еще одним подшипником, который закрепил на самокате алюминиевыми деталями. Все крепежные работы выполнялись винтами (нарезалась резьба в дополнительных отверстиях), а также вытяжными заклепками.

Электросамокат своими руками

Следующая серьезная проблема детского электросамоката – это аккумулятор. Самые доступные – свинцовые 12В 7Ач, но их габариты крайне не удобны! На серийном электросамокате аккумуляторы находятся в специальном ящике под открывающейся декой и почти не занимают видимого места, самокат кажется сбалансированным. А в такой вот самодельной конструкции, применение свинцового аккумулятора стало бы настоящей катастрофой!

Самодельный электросамокат из шуруповерта

Автор принял совершенно обоснованное решение использовать LiPoly аккумулятор от электрического вертолета. Оптимальным местом расположения аккумулятора здесь должен был стать руль – на нем часто размещают корзины для покупок, бордочки или сумку с аккумуляторами. Но тут автору повезло, он решил использовать самый малый из возможных аккумуляторов 3S1P с напряжением 11,1В и емкостью всего 2,2Ач. Этот аккумулятор очень удачно поместился в одну из пластиковых деталей самоката в механизме складывания и совершенно не занял лишнего места.

Самодельный электросамокат из шуруповерта

Регулятор скорости придумывать не было необходимости - штатная кнопка регулятора оборотов, оставшаяся от аккумуляторной дрели, именно для этого и предназначена! Два провода от регулятора к аккумулятору, два провода к мотору - вот и весь электромонтаж. Выключатель не требуется, так как пока кнопка не нажата – цепь разомкнута. В общем, вопрос только в том, как лучше закрепить кнопку на руле!
Вот ещё пара фотографий того, что получилось и даже видеоролик есть!

Самодельный электросамокат из шуруповерта

Самодельный электросамокат из шуруповерта

Теперь о главном – о деньгах! Сколько стоил этот самокат? По подсчетам автора он истратил следующую сумму, затраты: 
самокат - 2000 руб. (за основу был взят старый детский самокат)
аккумуляторная дрель - 1000 руб.
отрезная машина - 500 руб.
бендикс автомобильный - 300 руб.
аккумулятор для моделей - 500 руб. (при условии прямой покупки из Китая, в России он стоит дороже, например, здесь.
дополнительное колесо для самоката - 200 руб.
подшипники для колеса, 3 шт. - 300 руб.
провода и прочая мелочевка - 200 руб.
Итого: 5000 руб.
В нашем магазине электросамокатов подобная модель стоит чуть дешевле – 4650 руб, но если говорить не только о деньгах, а вспомнить про "инженерный интерес", то автор безусловно остался в выигрыше! Точнее, не только автор, но и его сын – он так же сможет в будущем приложить свои руки к этому электросамокату, например, сделать защитный кожух для мотора, чтобы можно было без проблем ездить по лужам.

Возможно, Вам будет интересно прочесть следующую статью о самом лучшем в мире электросамокате - Патгир (Patgeer). Вы получите незабываемое впечатление от того, насколько качественные электросамокаты доступны потребителям по всему миру и в России.