Электричество VS бензин - какой самокат лучше?

Я начал ездить на мотосамокате в 2008 году и такого глупого вопроса тогда даже не возникало - электрические самокаты проезжали едва ли 5 км... В 2012 году я пересел на электосамокат с мотор-колесом и хотел бы рассказать почему!

Итак, обычный мотосамокат весит от 18 до 28 кг. и имеет двухтактный мотор весом 5 кг. Этот мотор отдает 2 л.с., что довольно много, даже если Вы не видели живую лошадь, поверьте, у спортсмена велосипедиста сил в 2 раза меньше, чем у неё! Это хорошая энерговооруженность и всего два недостатка:

1. Необходимо смешивать масло с бензином. Это не очень удобно.

2. Он громкий, скорее, даже слишком громкий!

Вроде как недостатки-то не большие, но все эти годы мне хотелось от них уйти - я пытался строить самокаты с четырехтактным двигателем! А максимально подходящим для этих целей был и остается мотор ХОНДА-50 (или его аналог, имеющий сцепление 78мм и необходимый посадочный размер - китайский четырехтактный двигатель 142F). Этот мотор очень тихий и не надо лить в бензин никакого масла - только вот незадача, при весе 7кг. он имеет всего ОДНУ лошадиную силу! И никакого другого подходящего движка рядом нет! Следующий мотор - 168F - весит 16 кг! Применение такого тяжелого мотора подразумевает отказ от традиционной схемы складного самоката - когда мотосамокат легко помещается в лифт, на балкон или в багажник любого автомобиля!

Существует две схемы мотосамокатов с тяжелыми моторами:

1. Это либо мотосамокат с мотором над переднем колесом:

Монстросамокат с мотором 200сс мощностью 6,5 л.с.

2. Либо популярная в Америке схема с расположением мотора в центре рамы, обычно её называют Дудл или Дудлбаг (Doodlebug):

Мотосамокат додлбаг, дулбаг

Хоть на фотографии как раз моторчег не большой, но сути это не меняет - мотосамокат с четырехтактным двигателем неизбежно теряет свои потребительские характеристики, он перестает быть складным и легко переносимым. А иногда превращается в подобие мотороллера - тяжелый и с низкой посадкой. Я считаю, это неприемлемо для самоката! Вообще, всё что не помещается в багажник седана - уже не самокат!

К счастью, жизнь не стояла на месте и пару лет назад стали появляться модели ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ для "солидных людей" - наевших животы, и весящих под 120-130 кг! Хотя я всегда и говорил, что "лучший тюнинг - это похудеть на 20 кг", но сам-то я только прибавлял по килограмму каждый год....

Эти электрические складные самокаты имели внешний электромотор на 800 или 1000 ватт и свинцовую батарею 36 вольт 12 ампер-часов, максимальную скорость около 35 км\ч и размеры обычного самоката. Они были полностью складные и даже имели пружинные подвески! По комфорту они обгоняли мотосамокаты и были достаточно тихими.

Но коллекторные моторы имеют низкий КПД (коэффициент полезного действия) - между щетками и коллектором постоянно пролетает электрическая дуга, она превращает воздух в озон, но полезной работы по перемещению самоката от этого больше не становится! Кроме того, наиболее распространенный способ увеличить мощность и скорость самоката -"разгон по напряжению", когда вместо 36 вольт на мотор подают 48 вольт - этот способ хуже всего работает именно с коллекторными моторами, ведь из-за поднятия напряжения, увеличивается и дуга, искр становится больше, а КПД  ещё меньше!

Всех этих недостатков лишены бесколлектроные электромоторы, подобные тем, что стоят внутри колес у любого электровелосипеда или электроскутера - там нет щеточного узла,  и вращением управляет более сложный и "умный"  контроллер, который анализирует сигналы с трех встроенных в колесо датчиков и в каждый момент времени выдает "идеальный" сигнал в обмотки электромотора. КПД бесколлекторных моторов на 25% выше, чем у коллекторных моторов и одно только это давало бы отличную прибавку и оправдывало переход на бесколлекторные моторы или мотор-колесо. Но в реальных испытания дальность выросла не на 25%, а на 80% - так как свою лепту внёс и интеллектуальный контроллер,  он заботится об аккумуляторе в момент старта (старт становится более плавный) - а именно при старте элетромотор потребляет наибольшую мощность, а, значит, и потери заряда аккумулятора при этом максимальны!

В общем, оставалось подождать совсем немного, когда технологии со скутеров перейдут в область самокатов - и в 2011 году на Тайване под руководством немецких инженеров был разработан первый серийный электросамокат с моторо-колесом, проект Патгир (Patgear):

Электросамокат Патгир

Электросамокат Патгир направлен на ТОПовый сегмент рынка и за все инновации, которые в нём есть, придётся заплатить сполна! Конечно, я не купил бы такой себе, так как вижу с какой скоростью технологии становятся доступнее - обычно за год новинка с выставки в Лас-Вегасе добирается до магазина в Вашем городе, нужно всего лишь немного терпенья! Так и оказалось - прошел год, и в 2012 году в Китае появились мотор-колеса для для пневматических колес. Электромотор удалось встроить в обод 6" (шесть дюймов) на который существует огромно количество резины внешним размером от 10" и до 13".  Первые такие колеса имели встроенный редуктор и позволяли использовать моторы с малым числом полюсов - они более компактны, но вращаются с большей скоростью, для их применения внутри мотор-колеса, я хочу это подчеркнуть, нужен редуктор - он снижает обороты и увеличивает вращающий момент! Кстати, многие интересуются, почему для бензинового мотора 2 л.с. кажутся недостаточными, а для электросамоката - даже одна лошадиная сила (850 Вт) явный перебор! Я вам отвечу:

В бензиновом мотосамокате максимум мощности достигается на максимальных оборотах двигателя - на 8000 или 10000 оборотах\мин., когда мотосамокат уже едет с максимальной скоростью, а вся эта энергия уходит НЕ на ускорение, а на преодоление сопротивления воздуха... В электросамокате - наоборот, максимальная мощность расходуется в момент старта! Именно, так ! И с помощью редуктора механическая мощность возрастает ещё больше - так что на старте электросамокат уезжает от более мощного бензинового собрата!

И максимальная скорость электросамоката определяется не его мощностью, а ЭДС-противоиндукции - конструктивной особенностью электромотора, которая не дает ему вращаться быстрее даже без нагрузки... Для поднятия максимальной скорости электросамоката, нужно не мощность увеличивать, а всего лишь поднимать напряжение питания электродвигателя - это делает тюнинг электросамоката достаточно простым делом, меняешь аккумулятор на большее напряжение и чувствуешь такой тюненг с каждым поворотом ручки "газа".

Итак, в 2012 году я попробовал несколько электросамокатов с литиевыми батареями и со старыми свинцовыми (гелевыми) и уже понял, что "болен" электричеством - только батареи эти пока достаточно дорогие! И когда я испытал самокат с мотором-колесом, я понял, это то, что я искал! Даже на свинцовых батареях (36в 12Ач) он проезжал более 20 км., а мой вес более 110 кг! Думаю, человек весом менее 70 кг. сможет проехать 25 км. без подзарядки, если будет ехать в экономичном режиме...

Но главная радость, что такие известные бренды как EVO - столпы самокатостроения, включили электросамокаты с мотор-колесом в свои производственные программы, а значит, вложили усилия в развитие самокатного мотор-колеса! Их идеи достаточно просты - сделать МК (мотор-колесо) максимально просто адаптируемое к тюненгу по напряжению, ведь многие владельцы захотят "летать" на скоростях выше разрешенных! А достичь это достаточно просто - убрать редуктор из колеса, сделать мотор более многополюсным, а это требует больших затрат меди и дорогих неодимовых магнитов, но, было бы желание!

Думаю, для людей разбирающихся в вопросе тюненга МК всё предельно ясно! Достаточно взглянуть на фото, что бы понять, что таких возможностей по поднятию напряжения не имеет не одно из современных самокатных колес - для них встает только вопрос, где это можно купить?  Хотя, я рекомендую покупать модель с этим МК не только для тюненга, но и для обычной повседневной эксплуатации, т.к. пробега 20-25 км (в зависимости от веса райдера и рельефа местности) вполне хватает в современной жизни - это очень сбалансированное решение!

И самая главная новость - в России мы первыми открываем европейские продажи самого первого электросамоката Эво с мотор-колесом, заказать и оплатить в нашем интернет-магазине электросамокатов его можно уже сейчас, а рассылка заказанных электросамокатов начнется с 15 марта 2013 года

Если эта статья Вас поразила или заставила о чём-то задуматься, Вы можете запомнить эту страничку в закладках и позже вернуться к ней - для этого надо нажать на кнопку любимой социальной сети слева от статьи.

Возможно, Вам будет интересно прочесть статью о другом электросамокате на мотор-колесе- Патгир (Patgeer). Вы получите получите более полное представление о том, что представляет из себя электросамокат сегодня

Из каких элементов состоит система продаж компании и как ее оценить. . Бензин оптом в москва.