Рынок электросамокатов России - 2013.

Рынок электросамокатов России - 2013.

Сезон продаж 2013 закончен и можно оценить, какие модели электрических самокатов продавались в России!

Итак, начнем с самых старых электросамокатов, с коллекторным мотором и на свинцовых батареях:

электрические самокаты с коллекторными моторами

1. Под номером один - огромное число детских самокатов ценою до 10000 руб. Все они имеют две свинцовых батареи по 12 вольт и электромотор на 150-180 ватт. В принципе, подходят для детей от 6 до 10 лет, или для взрослых весом до 50 кг. О скорости и дальности пробега говорить не будем, утилитарного применения от них никто не ждёт!

2. Номер два - электросамокаты с пластиковым корпусом в форме "перевернутого корыта" - на рынке представлено огромное число безымянных моделей, а те, у которых есть имя называются XW-E06 и SF-8. Обычно стоят не дороже 10000 руб. имеют две свинцовых батареи по 12 вольт и двигатель на 230-250 ватт.

Подходят для детей 8-12 лет и взрослых весом до 80 кг. Могут развивать скорость до 18-19 км/ч - достаточную для спокойного катания по паркам. 

3. Номер три - электрические самокаты без подвесок, с моторами 350 - 500 ватт, свинцовые батареи на 36 или 48 вольт. Скорость до 25 км/ч (а на свежезаряженных аккумуляторах почти 30 км/ч у отдельных моделей!) - названия Sambit 250, Razor E300, CD-17. Главное их достоинство - это цена в районе 15000 руб.

4. Под номером четыре - самый массовый класс, у них есть передняя и задняя пружинные подвески, а батарейный отсек может вмещать 3 или 4 свинцовые батареи на 12 вольт и 12 ампер*часов каждая! Реальная мощность их электродвигателей от 500 до 800 ватт, хотя производители часто выдумывают мощность в 1000 или даже 1500 ватт!

Однако, под этими самокатами стоит поставить жирную черту - их мотор (коллекторный электродвигатель) изобретен более 100 лет назад и имеет крайне низкий КПД (коэффициент полезного действия) около 40%. А в купе со свинцовыми батареями, изобретенными 120 лет назад,  их нельзя назвать современным транспортным средством!

На самом деле, современный этап развития электротранспорта вызван изобретением литиевых батарей (Li-Ion, Li-Poly, LiFePO4) и многополюсных тихоходных электрических машин (BLDC-моторов) - с ними пробег электрического самоката вырастает в три раза, при той же массе и мощности!

Если коллекторный мотор (со щетками, где искры летят) представляют себе практически все, то принцип работы BLDC-мотор стоит пояснить в общих чертах - он состоит из множества мощных неодимовых магнитов, из которых набран статор электродвигателя и ротора, в котором уложены три независимых обмотки. BLDC-мотор управляется специальным контроллером, который в любой момент времени подает в каждую обмотку нужный сигнал - создание такого контроллера не возможно без микрокомпьютера, который осуществляет расчет нужных сигналов. Схематично это выглядит так:

схема работы BLDC-мотора

В 2013 году на русском рынке было представлено 5 моделей BLDC-электросамокатов, не все они на литиевых батареях или имеют мощные контроллеры - зато каждый из этих электросамокатов может выдержать поднятие напряжения до 60 вольт и мощности до 1500 ватт! Но давайте посмотрим не тюнинг, а то, в какой комплектации они продаются: 

 

1. Электросамокаты Black One и Zappy - оба варианта поставляются мелкими фирмами и не интересны массовому покупателю.  Они на свинце, не имеют полноценной подвески и складываются крайне не удачно! Из BLDC-самокатов у них самая плохая удельная (в пересчете на 1 кг) мощность и дальность пробега: 

Электросамокат Black One

трехколесный электрический самокат Zappy

 

2. Второе место рейтинга занимает электрический самокат с мотор-колесом Evo MK-01, у него хорошо всем известная рама, с передней и задней пружинной подвеской, мотор-колесо 500 ватт (выдерживает разгон до 2500 ватт), прекрасный механизм складывая и ... свинцовые аккумуляторы, только они не дали этой модели подняться повыше в рейтинге:

Электросамокат Эво МК-01

3. Более крутой и дорогой самокат весит в два раза меньше! Это знаменитый Patgear и множество самокатов сделанных по его мотивам, до России первым добрался  Liyu он на фото в зеленом кружочке:

Самокат Liyu на фоне Patgear

Как видим у этих самокатов литиевая батарея спрятана в раме, а сзади установлено компактное мотор-колесо. Прекрасный механизм складывания позволяет быстро сложить или разложить эти самокаты. На сегодня это единственные электросамокаты для взрослых, с которыми удобно перемещаться в метро или ездить в супермаркет (можно таскать его с собой, что бы не угнали)

4. Четвертую строчку занимает большое семейство электросамокатов, которые делают энтузиасты из "стоячих велосипедов". В такую раму без особых проблем можно поставить заднее самокатное мотор-колесо, либо переднее электрическое колесо от электровелосипеда.  Есть даже массовое производство таких самокатов под брендом City. К сожалению, такой самокат совсем не складывается и размером почти не уступает велосипеду, на автомобиле его нужно перевозить на велосипедном багажнике:

самодельный электросамокат City

5. И, наконец, лучшим по характеристикам в 2013 году стал электросамокат Headway-2, он больше всех остальных других складных самокатов (иногда его называют даже складной скутер, за огромные размеры), он развивает скорость 55 км/ч,  литий-фосфатную (LiFePO4) батарею, обгонную муфту и внешний BLDC-мотор на 1000 ватт:

Электросамокат Headway-2